Главная Маршруты

Техника

Фотографии

Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Павлодарский трамвай. Статьи


Куда идёт трамвай?
Каждый день мимо нас с вами ездят десятки трамваев: двойных и «одиночек», изрисованных рекламой и однотонных, стареньких и относительно новых. Первые вагоны начинают курсировать по Павлодару в полшестого утра, а последние приезжают в депо в час ночи. За беспрерывной работой транспорта с самым длинным рабочим днём стоит труд сотен людей АО «Трамвайное управление города Павлодара», которые завтра тоже отметят День работников транспорта и связи.

Езда по прямой
Фаина Дорош - водитель трамвая с двадцатитрёхлетним стажем. Ещё когда училась в школе, где преподавали и автодело, она получила права и решила пойти в водители трамвая.
- С непривычки было трудно вставать очень рано на работу, - вспоминает она. - Ведь я просыпаюсь в четыре часа утра, а в пять - уже на рабочем месте. В шестом часу мы с кондуктором выезжаем на маршрут, возим людей и в девять-десять часов утра прибываем обратно в парк. Я вожу трамвай, состоящий из двух вагонов. Такие ездят по городу только в часы пик: утром и вечером, когда на работу и домой едет больше всего людей. В субботу и воскресенье у нас - выходные дни.
Как-то раз, когда из-за зарядивших дождей и постоянной сырости разбухли шпалы, немного разошлись в стороны рельсы и стал чуть шире путь, мой трамвай сошёл с рельсов.  Больше, правда, такого за всё время моей работы не случалось. Сейчас практически везде в Павлодаре под трамвайными путями лежат бетонные шпалы, которые не дают рельсам расходиться в стороны.
В моей профессии важнее всего - ответственность, которую диктует езда по прямой. Управляя трамваем, надо следить за движением, за пассажирами и пешеходами. Это - очень большой труд. Ведь бывает, что сигналишь человеку, а он тебя не слышит: или беседует с кем-то, или слушает музыку через наушники, или играет с мобильным телефоном. Весьма тяжело на ходу остановить два трамвайных вагона, гружёных людьми, ведь трамвай по хорошим рельсам может разогнаться до 60 километров в час.
Друзья её мужа иногда подшучивали: «Как ты можешь ездить всё время по прямой, не имея возможности куда-нибудь свернуть?». А Фаина Алексеевна отвечала, что смысл езды на трамвае заключается не в том, чтобы устраивать манёвры или съезжать с дороги, а в том, чтобы перевезти людей из одного пункта в другой.

Добрый кондуктор
К таким же «ранним пташкам» можно отнести и кондукторов трамваев. С 1997 года эту работу выполняет Камиля Рахимжановна Алимжанова, которая уже в ноябре готовится выйти на заслуженный отдых.
- Павлодарские пассажиры в большинстве своём очень добросовестны, они оплачивают свой проезд без каких-либо проблем. Случаев скандалов или разборок в трамвае за все двенадцать лет моей работы не было, - отметила К. Алимжанова. - Я сама спокойный и уравновешенный человек, и пассажиры это чувствуют. Но если работающие на линии контролёры обнаружат «зайца», они с него уже спросят строго.

«Лучшее - впереди»
Вторым домом стало это предприятие для мастера службы трамвайного пути Муратбека Сапина. «Коллектив тут хороший, и начальство людей очень ценит. Я люблю свою профессию и всегда переживаю, если что-то вдруг идёт не так, как нужно», - говорит мастер, занимающийся поддержанием в порядке и ремонтом трамвайных путей. Он следит за их состоянием, устраняет неисправности, то есть, как и его коллеги, делает всё, чтобы трамваи ходили бесперебойно.
- В службе пути управления работают люди восьми национальностей, и все мы живём и работаем дружно, помогая друг другу, - говорит М. Сапин. - Главные трудности уже позади, а всё самое интересное и лучшее у нас ещё впереди.

Профилакторий для трамвая
- Самое интересное в процессе моей работы - это видеть, как металлические детали сливаются друг с другом, - говорит Меграж Арыстанович Жайлауов, газоэлектросварщик вагоноремонтной службы депо АО «Трамвайное управление города Павлодара». - В месяц наше депо «пропускает» по семь вагонов: мы доводим до хорошего состояния каждое колесо, каждый болт, по-хозяйски относимся к своему имуществу, экономим запчасти. Сейчас по городу каждый день ездят 87 трамваев.
Всего в вагоноремонтной мастерской работают около 40 человек более 15 специальностей, а сварщик - он один. Ещё один «сварной» есть в так называемом «профилактории». Это место, где по приходящим заранее заявкам «лечат» трамваи электрики, слесари и другие специалисты. У  трамваев есть и своя «мойка», а вот вагоноремонтную мастерскую во время нашего интервью в шутку было решено назвать «санаторием». Такие названия говорят о том, что на этом предприятии относятся к своему делу с любовью.

Всё - благодаря коллективу
Президент АО «Трамвайное управление города Павлодара» Александр Криса связал с кризисом спад пассажиропотока и рост цен на коммунальные услуги. С первого января 2009 года тут резко упали доходы. К тому же с первого августа, по его словам, электроэнергия снова подорожает на 13 процентов, а основная доля затрат предприятия - оплата электроэнергии.
- Чтобы трамваи ходили, нам всё удаётся делать только благодаря коллективу, который все трудности прекрасно понимает и осознаёт социальную значимость нашего предприятия, - сказал Александр Иванович. - Идти на увеличение тарифа сейчас мы не можем: людям и без того тяжело из-за растущих почти на всё цен. И нам пришлось перейти в режим жёсткой экономии - в рамках нашей антикризисной программы. Все затраты предприятия, которые можно было сократить, мы сократили: оплату пользования служебным автотранспортом, мобильными телефонами; экономим электроэнергию, воду, запчасти и материалы. Но делаем всё, чтобы экономия не коснулась заработной платы наших сотрудников. У рабочих - водителей, ремонтников, слесарей, кондукторов - она не изменилась, а оклады инженеров пришлось немного сократить.
Он также подчеркнул, что, несмотря на все эти трудности, обновление парка трамваев продолжится: «С апреля этого года мы входим в социально-предпринимательскую корпорацию (СПК) «Ертiс» - нашего акционера, перед которым был поставлен вопрос об обновлении подвижного состава. Сейчас мы продумываем всевозможные схемы того, как приобретать новые вагоны: либо это будет лизинг, либо помощь самой СПК в виде кредитования. Но желание помочь нам у нашего акционера есть».
А.И. Криса гордится коллективом, которым руководит. Говорит, что люди работают профессионально, понимая и помня о том, что были времена и похуже: «В Павлодарской области идёт рост производства. Так что, я думаю, осень будет подъёмным периодом в жизни нашего предприятия и страны в целом».

***
У работников АО «Трамвайное управление города Павлодара» есть поговорка: с ходом трамваев можно сверять часы. И они действительно, за редким исключением, ходят точно по своему расписанию, чётко, минута в минуту. Это значит, что работники «городской железной дороги» чувствуют пульс времени, и по Павлодару всё так же - с раннего утра до поздней ночи - будут ездить трамваи.
А. ВЕРВЕКИН.
Фото Владимира БУГАЕВА.
 



 

Авторы Максим Гольбрайхт, Александр Польша, Ааре Оландер, Алексей Разуменко, Михаил Уткин. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Hosted by uCoz